Аннотированный отчет о результатах реализации проекта
опытно-экспериментальной работы по теме «Формирование метапонятий
в режиме диалога учебных дисциплин начального образования»
(по результатам 2 года работы)
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 615 Адмиралтейского района
ФИО руководителя: Смирнова Евгения Михайловна
Адрес: СПб, Нарвский проспект, д. 4-6
Телефон: (812) 252-29-04
Факс: (812) 573-98-17
e-mail: school615@spb.edu.ru
Сайт: http://school615.ucoz.ru
1.Цель этапа
Изучить состояние проблемы и подготовить условия для проведения основного (экспериментального) этапа исследования.
определить, какие метапонятия целесообразно и необходимо формировать в начальной школе;
дать рабочие определения каждого метапонятия, выделив существенные метапризнаки и существенные предметные признаки понятия;
согласовать рабочее календарно-тематическое планирование и определить время и место введения каждого метапонятия;
провести констатирующий эксперимент для выявления уровня владения учащимися метапонятием «Знак».
2.Краткое описание конкретных действий, событий, проведенных в рамках реализации проекта ОЭР за отчетный период
В ходе первого этапа эксперимента был создан временный научно- исследовательский коллектив (ВНИК), который проанализировал рабочие программы учебных дисциплин в 1-3 классах, обсудил номенклатуру метапонятий и их дефиниции. На заседаниях ВНИКа было согласовано календарно-тематическое планирование в экспериментальных классах, позволяющее вводить, раскрывать и закреплять метапонятия на различных предметах.
В октябре и апреле была проведена промежуточная и итоговая диагностика по выявлению уровня владения учащимися метапонятиями. В качестве примера было выбрано метапонятие «Знак» в первых классах. У учащихся первых классов проверялись умения отличать знаки от объектов реального мира и соотносить знак и объект, который он обозначает. Анализ полученных данных представлен в отчете.
С октября по апрель реализовывалась программа повышения квалификации для учителей школы, которая включала лекции для учителей «Философская, психологическая, педагогическая трактовка термина «понятие»» и «Уровни освоения понятий учащимися», обмен опытом работы в рамках сетевого взаимодействия с 271 Гимназией Красносельского района, работу дискуссионных площадок по теме: «Диагностика метапредметных образовательных результатов»; посещение открытых мероприятий по проблеме достижения метапредметных образовательных результатов в ГБОУ Гимназии №271 Красносельского района СПб им. П.И. Федулова, ГБОУ СОШ № 338 Невского района.
Организованы и проведены семинары: «Формирование метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин начального образования», семинар в рамках V Петербургского образовательного форума: «Стратегические направления развития современного образования и их реализация в образовательной системе «Диалог» (РГПУ им. А.И.Герцена) и вебинар по проблеме междисциплинарного взаимодействия (совместно с издательством «Дрофа»).
Анализ научно-методических работ и практического опыта образовательных и научных учреждений по проблеме формирования метапонятий был представлен на районном «Фестивале лучших педагогических практик» (ИМЦ, декабрь 2013 г.).
3.Краткое описание полученных результатов ОЭР за отчетный период
За отчетный период получены следующие результаты:
методические
определена номенклатура метапонятий, которые необходимо и целесообразно формировать в начальной школе,
даны рабочие определения каждого метапонятия с учетом уровня овладения метапонятиями на начальной ступени обучения;
педагогические
определен уровень овладения учащимися метапонятиями, на примере метапонятия «знак» на начальной ступени обучения;
организационные
согласовано календарно-тематическое планирование, определены время и место введения каждого метапонятия,
организована работа временных научно-исследовательских коллективов под руководством д.п.н., профессора кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена Воюшиной М.П..
В рамках X Фестиваля: «Организация групповой проектной деятельности в начальной школе с использованием средств информатизации» создан сайт школьных проектов https://sites.google.com/site/skolnyeproektygbounosno615/home
4.Влияние ОЭР на развитие образовательного учреждения
Повышается профессиональная компетентность педагогов через:
- подготовку и проведение открытых уроков,
- подготовку докладов для Всероссийской конференции (28 апреля 2014 г. РГПУ им. А.И.Герцена),
- участие в районном конкурсе педагогических достижений в номинации «Современный учитель» (Полякова Е.В., учитель начальных классов),
- проведение совместного заседания с кафедрой ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена,
- развитие интерактивных форм взаимодействия с сетевыми партнерами, родителями, общественностью.
Совершенствуется методическая служба ОУ: созданы ВНИКи по проблеме исследования и организованы междисциплинарные методические объединения.
Повышается качество творческих работ учащихся по развитию речи, изобразительному искусству, технологии, а также качество продуктов проектной деятельности за счет овладения метапонятиями (композиция, ритм, форма, содержание и т.д.). На качество работы в ОУ влияет также использование созданного сайта школьных проектов.
5. Возможности распространения опыта ОЭР
Опыт распространяется через:
проведение городских научно-методических семинаров и вебинаров,
подготовку к печати статей по проблеме исследования,
выступления на Всероссийской научно-методической конференции «Образование в поликультурном обществе» (апрель 2014 г.),
отражение хода исследования на сайте образовательного учреждения,
представление опыта работы школы на курсах повышения квалификации, организованных РГПУ им. А.И.Герцена и издательством «Дрофа» для методических служб регионов России.