Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 615
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Тема ОЭР: Взаимосвязь урочной и внеурочной образовательной деятельност младших школьников как условие формирования познавательных универсальных учебных действий
Название продукта: Методическое пособие «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности при организации работы над междисциплинарными проектами в начальной школе»
Авторский коллектив: Смирнова Е.М., директор школы; Воюшина М.П.,д.п.н., профессор. научный руководитель; Петрова С.И., к.п.н., научный консультант; Малкина Н.И., заместитель директора по УВР, учитель начальных классов; Бабарыкова Л.Д. учитель начальных классов; Чайковская Е.С., учитель начальных классов; Кобзун М.А., учитель изо; Ляпина Ю.А., учитель музыки.
Данный инновационный продукт представляет собой методическое пособие по работе над междисциплинарными проектами учащихся начальной школы в урочное и внеурочное время, направленными на формирование познавательных учебных действий.
Содержательную основу пособия составляют теоретические материалы, результаты наблюдений и практический опыт педагогов государственного бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы № 615, полученные и подготовленные в ходе опытно-экспериментальной работы в 2010 – 2013 году под руководством д.п.н., профессора кафедры ЮНЕСКО Воюшиной М.П. Пособие включает: введение, общие положения, касающиеся целей и задач организации урочной и внеурочной деятельности в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта и описание процесса организации работы детского, педагогического и родительского коллективов в работе над различными по тематике проектами.
Продукт, безусловно, будет полезен учителям начальных классов, заместителям директоров по учебной и воспитательной работе в начальной школе, методистам, студентам педагогических ВУЗов и колледжей.
Актуальность продукта связана с новым взглядом на роль и функции внеурочной деятельности в современных условиях, которая рассматривается, как необходимый элемент образовательного процесса, создающий условия для активной самостоятельной культуросообразной деятельности школьников, реализующий междисциплинарное взаимодействие, усиливающий эффективность усвоения программного материала и обеспечивающий достижение конечных результатов образования - в первую очередь, личностных и метапредметных.
Инновационность данного методического пособия связана, прежде всего, с подробным описанием эффективного педагогического опыта организации взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности на примере трех разных вариантов проектов, отличающихся по форме конечного продукта, количеству вовлеченных учебных дисциплин, количеству и составу участников: «Здравствуй, снеговик», «Где живет сказка?», «Человек и ветер». Все представленные проекты носят междисциплинарный характер, поскольку объединяют знания учащихся из всех предметных областей, при этом не повторяют формулировку тем учебного материала, а требуют применения знаний в необычных условиях.
Чтобы показать, как реализуется на практике связь урочной и внеурочной деятельности в пособии приводится не только подробное описание проектов, но и конспекты уроков, на которых ставится проблема, запускается проект, дается учебный материал, поддерживающий внеурочную деятельность ребенка.
Новой является и позиция авторского коллектива, свидетельствующая об овладении педагогами новым профессиональным мышлением, она заключается в том, что проект нельзя повторить по готовому сценарию, важно, чтобы каждый ребенок сам прожил все ее этапы, чтобы реализовывались идеи, высказанные классом, а не план, составленный учителем. Главный девиз проектной деятельности, представленный в пособии: отдай инициативу ученику!
В чем же тогда смысл методических рекомендаций, конспектов? Нужны ли они учителю? Представляется, что нужны. Но не для копирования, а для творческого осмысления целей, задач, хода работы, специфики организации деятельности детей – то есть тех методических условий взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, знание которых позволит учителю вместе с детьми создавать собственные проекты.
Аннотация инновационного продукта