ПРОЕКТ
опытно-экспериментальной работы по теме:
"Формирование метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин
начального образования"
- Краткая аннотация ОЭР
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на достижение трех групп образовательных результатов. В частности, в группу метапредметных результатов входят не только универсальные учебные действия, но и метапонятия. Формированию УУД в последнее время посвящено много методической литературы, формирование метапонятий исследовано в значительно меньшей степени. К метапонятиям относятся такие понятия, которые используются в разных предметных (научных) областях, обозначаются одним термином, имеют хотя бы один общий признак и могут обладать различными частными существенными признаками в зависимости от предметной (научной) области. Поэтому формирование метапонятий на одной школьной дисциплине невозможно, необходим диалог учебных дисциплин.
Основанием для выполнения исследования является социальный заказ - развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, поиск путей повышения качества образовательных результатов.
Важной задачей реализации ФГОС становится развитие способности к переносу знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, формирование системного мышления. Это делает особенно значимым формирование метапонятий, реализацию диалога учебных дисциплин.
Таким образом, настоящее исследование направлено на реализацию ФГОС.
Научная и практическая ценность ожидаемых результатов исследования определяются тем, что в его итоге будут
- экспериментально установлены и охарактеризованы уровни овладения метапонятиями учащимися начальной школы;
- выявлены методические условия эффективного формирования метапонятий в условиях диалога учебных дисциплин;
- подготовлены методические рекомендации для учителей, работающих в начальных классах, по формированию метапонятий в условиях диалога учебных дисциплин.
Результаты исследования будут востребованы всеми участниками образовательного процесса, а именно:
- обучающимися, так как экспериментальная работа направлена на удовлетворение их личностных образовательных запросов. В условиях учебно-воспитательного процесса это достигается за счет диалога учебных дисциплин, использования технологий творческого характера, личностно ориентированных и здоровьесберегающих технологий;
- родителями (законными представителями), заинтересованными в получении ребенком качественного образования в комфортных условиях, развитии и формировании компетентностей, способствующих его успешной реализации в обществе;
- педагогами, заинтересованными в успешной подготовке обучающихся, в развитии профессиональной педагогической культуры. Возможность реализоваться личностно и профессионально способствует переходу на новое методическое мышление, приводит к обеспечению социальной и психологической защиты педагогов;
- администрацией, реализующей концепцию развития образовательного учреждения в целях внедрения ФГОС, реализации междисциплинарного взаимодействия, и нуждающейся в методике формирования метапонятий в условиях диалога учебных дисциплин;
- системой профессионального педагогического образования при чтении курсов, связанных с междисциплинарным взаимодействием и получением метапредметных образовательных результатов;
- системой повышения квалификации учителей по проблеме повышения качества метапредметных образовательных результатов;
- педагогическим сообществом, заинтересованным в получении новых методических продуктов, отвечающих современным требованиям к образованию и способствующих развитию всей образовательной системы;
- социумом, заинтересованным в подготовке культурной, образованной личности, способной к самообразованию, к осознанному выбору положительной стратегии жизни и направления дальнейшего образования.
Школа остро нуждается в научно обоснованной, апробированной и доступной учителю методике формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин.
- Цели ОЭР
Разработать методику формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин с учетом уровня овладения понятиями на ступени начального образования
Организовать совместно с ИМЦ Адмиралтейского района стажировочную площадку для учителей района по отработке методики формирования метапонятий в начальной школе
III. Задачи ОЭР
- Определить, какие метапонятия целесообразно и необходимо формировать в начальной школе.
- Дать рабочие определения каждого метапонятия, выделив существенные метапризнаки и существенные предметные признаки понятия.
- Определить уровень овладения каждым метапонятием на начальной ступени обучения.
- Согласовать рабочее календарно-тематическое планирование и определить время и место введения каждого метапонятия.
- Провести серию констатирующих экспериментов для выявления уровня владения учащимися метапонятиями.
- Выявить методические условия формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин и апробировать предложенную методику.
- Создать методические рекомендации для учителей, работающих в начальной школе, по формированию метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин с учетом уровня овладения понятиями на ступени начального образования.
- Программа ОЭР
Этап работы |
Задачи этапа |
Основное содержание работы |
Планируемый результат |
Документ, подтверждающий выполнение работ по этапу |
Сроки выполнения |
Подготовительный |
1.Определить, какие метапонятия целесообразно и необходимо формировать в начальной школе. 2.Дать рабочие определения каждого метапонятия, выделив существенные метапризнаки и существенные предметные признаки понятия. 3.Определить уровень овладения каждым метапонятием на начальной ступени обучения. 4.Согласовать рабочее календарно-тематическое планирование и определить время и место введения каждого метапонятия.
|
1.Создание временного научного исследовательского коллектива (ВНИК) педагогов по проблеме исследования
2.Анализ рабочих программ учебных дисциплин и требований к образовательным результатам ФГОС НОО 3.Составление дефиниций понятий. 4.Проведение научно-методического семинара
Составление согласованного календарно-тематического планирования |
Список метапонятий, которые необходимо и целесообразно формировать в начальной школе
Рабочие дефиниции метапонятий, учитывающие уровень овладения понятием на начальной ступени обучения
Согласованное календарно-тематическое планирование с выделением метапонятий Рабочее совещание учителей, работающих с начальными классами |
Протокол заседания ВНИК по проблеме исследования
Программа научно-методического Семинара
Протокол рабочего совещания |
2013 учебный год сентябрь-декабрь |
Основной |
1.Провести серию констатирующих экспериментов для выявления уровня владения учащимися метапонятиями. 2.Выявить методические условия формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин и апробировать предложенную методику
|
1.Проведение серии констатирующих экспериментов 2.Разработка и апробация методики формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин 3.Проведение научно-методического семинара и открытых уроков для учителей района по общей тематике исследования: «Формирование метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин» |
1.Выявление уровня владения учащимися метапонятиями 2.Выявление методических условий формирования метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин 3.Публикация 3 научно-методических статей
|
Программа семинара, конспекты открытых уроков, Выходные данные статей
|
январь2014- май -2014 учебный год
2014-2015 учебный год |
Заключительный |
1.Создать методические рекомендации для учителей, работающих в начальной школе, по формированию метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин с учетом уровня овладения понятиями на ступени начального образования |
1.Проведение семинаров и открытых уроков для учителей района и города 2.Написание методических рекомендаций 3.Издание методических рекомендаций для учителей |
Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин с учетом уровня овладения понятиями на ступени начального образования. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Повышение качества образовательных результатов учащихся начальной школы, прежде всего повышение уровня владения метапонятиями. Диссеминация педагогического опыта |
Итоговый отчет Методические рекомендации для учителей (брошюра) |
2015-2016 учебный год |
V. Конечный продукт(ы) ОЭР:
Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию метапонятий в режиме диалога учебных дисциплин с учетом уровня овладения понятиями на ступени начального образования.
Серия статей по проблеме исследования.
VI. Ресурсное обеспечение:
- кадровый состав, готовый к исследовательской и научно-методической деятельности;
80% - учителей, участников исследования, имеют высшее специальное образование и высшую категорию, 100% учителей имеют специальную подготовку для работы с компьютерной и цифровой техникой и прошли повышение квалификации по направлениям: «Содержание и организация образовательного процесса в начальной школе в условиях перехода на ФГОС второго поколения», «Формирование УУД на предметах гуманитарного цикла начальных классов», «Метапредметный подход к обучению в начальной школе» Существует положительная динамика участия педагогов школы в профессиональных конкурсах, что способствует диссеминации опыта педагогов и повышению мотивации к педагогической деятельности. Участие в конкурсах профессионального мастерства рассматривается в школе как горизонтальная карьера педагога.
Организация методической работы строится на проблемно-диагностической основе, коллективном и индивидуальном планировании, системном подходе к управлению, отслеживании и непрерывном анализе результатов, стимулировании и создании условий для методического совершенствования педагогов. Такой процесс носит непрерывный характер, вытекает из реальных проблем, возникающих в педагогической деятельности, включает широкий набор видов, форм и содержания. Планируемое исследование будет способствовать повышению профессиональной компетентности всех учителей.
Ожидаемый результат планируется:
1. в отношении достижений педагогов: совершенствование профессиональной и технологической компетентности, овладение новым методическим мышлением, связанным с переходом на новые ФГОС, организация системного профессионального роста, расширение возможностей горизонтальной карьеры, реализация целей и ценностей образования.
2. в отношении достижений учащихся: развитие качеств субъекта познавательной деятельности, подготовка к самообразованию в будущем, интеллектуально-познавательных способностей, нравственное и физическое развитие.
- предложение по кандидатуре научного руководителя
Воюшина Мария Павловна – доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ им. А.И.Герцена
- материально-техническая база, соответствующая задачам планируемой ОЭР
100 % кабинетов оснащены телевизорами с CD-магнитофонами, аудиотехникой. Функционирует современный лингафонный кабинет. Действуют один компьютерный класс и два мобильных.
Оборудованы отдельные помещения для работы службы сопровождения: кабинет психолога, логопеда, социального педагога, медицинский кабинет.
Для информационно-компьютерной деятельности используется лицензионное программное обеспечение: пакет «Первая помощь». Действует локальная внутренняя сеть, используется авторизированная система управления «Аверс», открыт доступ в систему Интернет. Используются интерактивные доски Smart Board (ИД). В десяти классах установлено «Автоматизированное рабочее место учителя». Оно включает в себя интерактивную доску со встроенным короткофокусным проектором, компьютер, лазерное многофункциональное устройство (принтер, копир, сканер), веб-камеру, документ-камеру, комплект программного обеспечения для начальной школы.
Техническое, программное, лабораторное обеспечение школы происходит за счёт бюджетных и внебюджетных средств.
- финансовая обеспеченность ОЭР за счет бюджетных и внебюджетных средств.
VII. Критерии и показатели эффективности ОЭР, в т.ч. описание системы мониторинговых исследований за ходом реализации эксперимента
Критериями эффективности исследования являются:
- положительная динамика в овладении метапонятиями, повышение качества знаний учащихся начальных классов;
- становление готовности учителя к формированию метапонятий и организации диалога учебных дисциплин;
- рост профессиональной активности и компетентности (участие в проведении исследования, анализ хода и итогов работы, выступления на МО и семинарах, подготовка открытых уроков и публикаций, внедрение методов и приемов формирования метапонятий в условиях диалога учебных дисциплин), переход на новое методическое мышление.
Система мониторинговых исследований
Для оценки эффективности исследования предполагается проведение мониторинга по традиционным и по новым критериям по следующим направлениям:
1.Мониторинг удовлетворенности субъектов образовательного процесса (обучающиеся, родители, партнеры):
- удовлетворенность обучающихся, родителей, партнеров, родителей работой педагогического коллектива (по результатам анкетирования, отзывам о работе педагогов);
- динамика создания условий для успешного и качественного образования (организация работы творческой группы учителей, обсуждение итогов работы на научно-методических семинарах, подготовка открытых уроков, публикация статей).
2.Мониторинг повышения профессиональной компетентности педагогов:
- рост числа участников и победителей в конкурсах педагогических достижений, городских и национальных проектах;
- диссеминация педагогического опыта (выступления и доклады на семинарах, научно-практических конференциях, подготовка публикаций, создание портфолио, распространение опыта).
3.Мониторинг качества образования:
- внутренняя оценка качества знаний (результаты оценивания по предметам, итоги переводной аттестации);
- внешняя оценка качества знаний.
4.Мониторинг социально-общественной активности обучающихся:
- результаты творческих конкурсов,
- участие обучающихся в социально-общественных мероприятиях разного уровня (выставки, конкурсы, акции, праздники и др., количество участников, разнообразие мероприятий).
5.Мониторинг организации сотрудничества с партнёрами ОУ:
- обсуждение хода исследования на совместных заседаниях кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена и педагогического коллектива школы;
- наличие интерактивных форм взаимодействия с родителями, учреждениями образования:
6.Мониторинг изменений в системе методической службы ОУ:
- изменение функционала и повышение качества методической работы (по итогам мониторингов качества образования и роста профессиональной компетентности педагогов);
- создание междисциплинарных методических объединений;
- создание временных научно-исследовательских коллективов педагогов по проблеме исследования.
Предполагается входящий, текущий и заключительный мониторинг. Результаты мониторинга будут использованы для корректировки деятельности учителей, работающих с начальными классами по проведению исследования, и рекомендаций по внедрению проекта в других ОУ.
VIII. SWOT-анализ о возможности проведения ОЭР, в т.ч. описание опыта работы в данном направлении (Приложение)
Внутренние факторы
Факторы, способствующие проведению исследования
|
Сильная сторона фактора |
Слабая сторона фактора |
Система управления ОУ
|
Профессионализм руководителей разного уровня, ориентация на развитие научно-методических исследовательских умений педагогов. Информатизация процессов управления |
Приоритет управления ОУ - обеспечение функционирования учреждения
|
Образовательные программы |
Вариативность в реализации образовательных программ, нацеленность ФГОС на формирование метапонятий и реализации диалога учебных дисциплин |
Наличие противоречия - между требованием ФГОС к формированию метапонятий и недостаточной разработанностью методики их формирования - между имеющимся содержанием предметных областей в начальной школе и отсутствием разработанных интеграционных линий такого содержания. |
Научно -методическое сопровождение ОП
|
Наличие научных руководителей и МО учителей начальных классов
|
Отсутствие критериев эффективной методической работы, отсутствие у учителей навыков по обобщению методического опыта |
Экспериментальная деятельность |
Успешный опыт экспериментальной деятельности на уровне района. Опыт проведения конференций и семинаров различного уровня
|
Наличие профессиональных стереотипов у педагогов, препятствующих организации диалога учебных дисциплин. Неготовностью педагогов к преодоление ключевого противоречия: между требованиями ФГОС к метапредметным результатам в части оперирования детьми метапонятиями ( для "переноса знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию " |
Кадровое обеспечение и социальная защита |
Высокопрофессиональный кадровый состав учителей. Моральное и материальное поощрение участников исследования
|
Загруженность педагогических кадров, ответственность, связанная с открытым характером проведения исследования и обменом опытом с другими ОУ
|
Материально-техническая база ОУ и условия реализации ОП |
Постоянное обновление МТБ; привлечение спонсорских средств
|
Недостаточность материальных ресурсов |
Количественный и качественный состав учащихся |
Постоянный контингент учащихся начальной школы |
Разный уровень подготовки учащихся, поступающих в первые классы
|
Взаимодействие ОУ с различными учреждениями и службами |
Создана система взаимодействия с РГПУ им. А.И. Герцена, АППО, ИМЦ района |
Недостаточная гибкость в организации взаимодействия |
Сформированность информационного пространства ОУ |
Наличие выхода в Интернет; выделение специального раздела на сайте ОУ, посвященного проводимому исследованию, электронный обмен информацией между учителями - исследователями |
Частичное отсутствие у педагогов свободного доступа к средствам электронной коммуникации |
Внешняя среда
Внешние факторы, оказывающие влияние на ОУ |
Благоприятные возможности развития ОУ |
Ограничения и риски |
Место расположения ОУ и социально-культурное окружение |
Возможность использования культурного и научного потенциала городской среды |
Сложности транспортировки учащихся начальной школы к городским культурным и научным объектам |
Руководство и контроль хода исследования ИМЦ района |
Возможность промежуточной отчетности и корректировки хода исследования |
----- |
Научно-методическое сопровождение эксперимента |
Возможность тесного взаимодействия с учеными-методистами |
------ |
Руководитель ОУ ______________________ _________________________
подпись ФИО
М.П.